|
Вопрос «что такое аптечная
косметика» на первый взгляд кажется очень простым. Казалось бы,
ответ: «Это косметика, которая продается в аптеках» – напрашивается
сам собой. Однако все не так просто. Очень часто в аптеке можно
встретить продукцию тех же марок, которые продаются и в
супермаркете, и в палатке в метро, и даже на рынке. Что это?
Следствие несформированности российского рынка аптечной косметики
или его особенность? Или непонимание того, что же все-таки такое
аптечная косметика и чем она отличается от косметики, продающейся в
аптеках?
Двуликий Янус Подавляющее большинство людей делит
косметику на хорошую и плохую, часто руководствуясь самыми
неожиданными критериями, вплоть до мнения соседа или подружки.
Впрочем, не стоит осуждать человека, испытывающего муки выбора, –
научиться ориентироваться в океане косметических марок действительно
не так-то просто. Продвинутые потребители, правда, знают, что
косметика бывает массовая (так называемый масс-маркет), элитная и
профессиональная. Чем отличаются друг от друга продукты той или иной
категории, многие люди тоже вполне представляют благодаря средствам
массовой информации. И только аптечная косметика по-прежнему
остается своеобразной terra incognita, скрывая свое истинное лицо от
потребителя за терминами «лечебная», «фармацевтическая»,
«дерматологическая», «дермокосметика», «космецевтика», «неоцевтика»
и т.п. Проблема всей этой неразберихи вызвана тем, что у нас в
стране нет общепринятого термина, который определял бы нечто среднее
между лекарственными препаратами и косметикой. Согласно существующим
положениям (СанПиН 1.2.681-97), парфюмерно-косметическая продукция
определяется как «средства (вещества или препараты) для нанесения на
тело человека с целью очищения, устранения запаха, защиты, придания
привлекательного внешнего вида». «У нас есть лекарства, и есть
косметика, – комментирует Светлана Ковалева, дерматолог компании
«Центус», дистрибутора нескольких аптечных марок. – При этом
лекарства регистрируются и сертифицируются Минздравом, а косметика –
специальными органами по сертификации. Косметические препараты в
отличие от лекарственных «имеют право» воздействовать только на
поверхностный слой кожи – согласно существующим нормам, к косметике
относятся только те средства, которые не проникают глубже базальной
мембраны. Однако ни один косметический продукт, отвечающий этому
определению, не способен серьезно влиять ни на процесс старения
кожи, ни на ее регенерацию, ни на увлажнение, – продолжает Светлана
Ковалева, – потому что для этого он должен проникать в глубокие слои
кожи – в дерму, иными словами, быть активным». Такая активная
косметика во всем мире выделена в особую группу товаров, и для нее
формируется специальный термин: где-то ее называют
«дерматологической», где-то «лечебной», где-то «аптечной». Все эти
названия подразумевают одно и то же – препараты, способные
противостоять обострению некоторых дерматологических заболеваний,
ухаживать за кожей, страдающей серьезными патологиями,
воздействовать на процесс старения и т.д. В состав этой косметики не
должны входить определенные вещества – в каждой стране есть свой
перечень запрещенных ингредиентов. Но для всех стран одинаков запрет
на использование в лечебной косметике антибиотиков и гормонов. Нормы
эти тем не менее вполне подвижны. Так, например, в прошлом году в
Европе был разрешен к применению в косметических препаратах ранее
запрещенный антибиотик клотримазол. В нашей стране сертификацию
косметики проводит несколько лабораторий, которые входят в
специальный перечень Минздрава. А поскольку у нас дермокосметики
(она же фармацевтическая, она же лечебная и т.д.) официально не
существует, то сертифицируют ее так же, как и любую другую
косметику. Поэтому человек, желающий приобрести лечебные средства по
уходу за кожей или волосами, вынужден верить обещаниям
производителя. Понятно, что они не могут быть надежным аргументом
«лечебности», поскольку в рекламных целях лечебный эффект иногда
приписывается чуть ли не всей имеющейся на рынке косметической
продукции. Ведь если косметика прошла сертификацию, то она уже может
продаваться в любой розничной точке, в том числе и в аптеке, и ее
деление на лечебную и нелечебную становится достаточно условным. С
точки зрения законодательства большинства стран Западной Европы
лечебной может называться только та косметика, которая гарантирует
соответствующий эффект, а подобные гарантии могут дать только
производители, проводящие для каждого препарата серии клинических
испытаний. Эти испытания отличаются от обычного косметического
тестирования тем, что проводятся в условиях медицинской клиники на
людях, имеющих ту или иную кожную патологию. Необходимо отметить,
что ни обезвоженность кожи, ни морщины патологией не являются – это
скорее эстетические недостатки. Речь идет о людях с повышенной
кожной чувствительностью, а также с более серьезными
дерматологическими заболеваниями. То есть к аптечной косметике
относятся препараты, которые дают выраженный эффект при лечении той
или иной патологии кожи. Это не значит, что в ассортименте
космецевтических средств не может быть, например, омолаживающих
кремов. Может, но при этом такой крем будет разработан с учетом
того, что его покупатель страдает от какого-либо кожного
заболевания. Например, у марки Avene есть декоративная косметика,
при разработке которой компания ориентировалась на людей с
патологической реактивностью кожи и наличием таких заболеваний, как
фотодерматоз (непереносимость солнечного излучения), системная
красная волчанка и т.д. И в то же время это не значит, что такой
косметикой не могут пользоваться абсолютно здоровые
люди.
Аптечная аптечной рознь Внимательный читатель
наверняка заметил, что в предыдущей главе мы достаточно вольно
обращались с понятиями «аптечная», «лечебная», «активная»
«дерматологическая» и т.д. С одной стороны, эта вольность вполне
допустима – «аптечная косметика» (не путать с косметикой,
продающейся в аптеках) и «лечебная косметика» – разные термины,
обозначающие одно и то же. Но с другой стороны, эти термины все-таки
имеют, как сказали бы филологи, оттенки значений. Иногда
используется понятие «аптечная», а иногда «лечебная», чтобы уточнить
позиционирование марки, а вернее, способы ее дистрибуции
(распространения). Так в чем же разница? Для того чтобы продать
активную косметику, необходима консультация специалиста – либо
врача-дерматолога, либо фармацевта. От чего зависит, фармацевт это
будет или врач? Если косметика предназначена для специфического
ухода и коррекции патологических состояний кожи, то ее покупателю
нужен врач. В Европе, например, на такую продукцию выписывают
рецепты. Эти препараты распространяются, по сути, двумя способами –
через аптеки и через врачей-дерматологов. В отношении подобных марок
корректнее употреблять термин «дермокосметика» или «лечебная
косметика». К таким маркам относятся, например, Laboratoire
Bioderma, Ducray, A-Derma, Avene, La Roche-Posay, MD formulations.
Если же это не специальные лечебные средства, а продукты, которые
можно использовать при наличии проблемы, то такие препараты советует
и продает фармацевт, и такие средства мы с полным правом можем
называть «фармацевтической», или собственно «аптечной», косметикой.
К ним относятся марки Vichy, Galenic, Elancil, Klorane,
Phytotherathrie. В аптеке можно также встретить такие марки, как
Lierac, у которой три гаммы продукции – «этическая», «базовая» и
«специфическая». Так вот две последние гаммы препаратов Lierac –
классический пример аптечной, или фармацевтической, косметики, а
«этические» средства, направленные на коррекцию гормонального
старения, растяжек, отеков и других сложных проблем, – образец
дермокосметики.
Вместо заключения В любой научной
дисциплине вопрос о терминах всегда один из самых сложных, ведь дать
определение чему бы то ни было означает выявить истинную суть это
предмета или явления, а здесь никогда не обходится без споров.
Аптечная косметика не исключение, и споры о ней идут не только в
России. В прошлом году на Мальте прошел крупнейший мировой форум,
организованный ассоциациями парфюмерии, косметики и средств гигиены
Европы (COLIPA), Америки (CTFA) и Японии (ICIA). Его задачей было
определить три приоритетных направления формирования и развития
мирового рынка парфюмерии и косметики на ближайшие 10–20 лет. На
первое место специалисты поставили универсальность определений, в
том числе формулировку четкого определения косметического средства и
его отличия от лекарства с точки зрения современной науки, а также
определение места космецевтики как возможной третьей категории
продукции. Александра УШКОВА, директор по маркетингу ЗАО «Аптеки
36,6»
Аптечная косметика – очень широкое понятие. Это,
видимо, вся та косметика, которая продается в аптеках. Но среди нее
есть группа активной косметики, которая продается только в аптеках,
группа косметики, которая может продаваться не только в аптеках, но
и в специализированных магазинах, и третья группа – розничные линии
салонной косметики (например, Rene Furturer или Darphin). Марина
КАМАНИНА,дерматолог марки Vichy
Аптечная косметика и
косметика, которая продается в аптеке, это не одно и то же.
Фактически в аптеке может продаваться любая косметическая продукция,
прошедшая регистрацию и имеющая сертификат безопасности, который
гарантирует потребителю, что в ней отсутствуют опасные для здоровья
человека вещества. К аптечной же косметике предъявляются более
жесткие требования, нежели к косметической продукции любой другой
категории. Эти требования аналогичны требованиям к фармпрепаратам.
Косметика аптечных марок должна быть не только безопасной, но и
эффективной. Эффективность такой косметики может быть гарантирована
тем, что она прошла не только лабораторные, но и клинические
испытания. При лабораторных испытаниях воздействие препарата на кожу
человека только моделируется, однако это еще не значит, что препарат
будет оказывать точно такое же воздействие на кожу реального
человека. Именно поэтому компании, производящие аптечные марки,
проводят еще и клинические испытания своих разработок. Проверить
эффективность косметики на коже человека – основная задача таких
испытаний. Клинические испытания нужны для косметики, которая
рассчитана на людей с чувствительной кожей или с кожей, имеющей
какую-то патологию. Таким образом, аптечную косметику от любой
другой отличает еще и наличие особой целевой аудитории. Для людей
здоровых вполне подходит обычная косметика, которую мы называем
«масс-маркет». Это, впрочем, не означает, что аптечная косметика –
исключительно для больных. Значительное количество людей, не страдая
кожными заболеваниями, тем не менее нуждаются в особой косметике.
Например, обладатели чувствительной кожи. Вот они-то как раз и
являются целевой аудиторией аптечной косметики. Такому человеку
очень важно, чтобы крем не просто ухаживал за кожей, но и не вызывал
аллергии.
| |
|